Школа матери

  Школа матери

 

Школа проводится  в Женской консультации по адресу: ул. Подводников, 15А, 

каждый третий четверг месяца в 13.00 часов

Лекции читает врач Крекер Светлана Генриховна.

Здесь Вы можете получить консультации:

  • Здоровый образ жизни и здоровье ребенка.
  • Подготовка беременной к кормлению ребенка грудью.
  • Подготовка к приему новорожденного из родильного дома.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
  • Уход за новорожденным.
  • Питание и режим кормящей матери.
  • Преимущества грудного вскармливания.
  • Техника правильного прикладывания ребенка к груди.
  • Профилактика гипогалактии.
  • Профилактика синдрома внезапной смерти младенца.

Для получения полной информации Вы можете задать вопросы

и оставить пожелания пройдя по ссылке: 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ЛЕКЦИЯ 1

Малыш родился!

Итак... Вы беременны и, наверняка, с нетерпением ждете рождения своего ребенка.

Уже сформировано общение будущей матери и плода. Ребенок не должен испытывать внутриутробный страх: он желает понравиться своим родителям, боится их разочаровать. Для него важна забота о нем, ваш голос. Следует называть его «солнышко мое». Мать сама того не ведая формирует ребенка в соответствии со своими мыслями, чувствами, образом жизни. Еще внутриутробно формируются такие черты характера будущего человека, как благородство, прозорливость, эстетичность, или - духовная глухота, агрессия - в будущем!

Мать и ребенок еще внутриутробно - это единое, целое и всегда должна быть мысль - мы.

Ребенок должен к дню рождения иметь положительный эмоциональный фон. Начало рождения - это первая психологическая модель поведения человека в стрессовой ситуации. У матери не должно быть страха к родам, страха к предстоящей боли. Должна быть уверенность, максимальное расслабление, так как ребенок в это время испытывает страх темноты, одиночества и мать должна оказать ему в эти минуты поддержку: «думать не о «дискомфорте, не о себе, а подбодрить его, поощрить, иначе формируется в будущем неуверенность и чувство «неудачника».

Итак, Вы помогли малышу родиться: в первые минуты жизни ребенок испытывает голод, ищет сосок, очень важен контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза», запах матери, тепло матери.

Если человек родился плавно и легко, так и по жизни имеет предпосылки идти легко и уверенно, осуществляя свой план судьбы.

 

          ЛЕКЦИЯ 2

Адаптационный период.

Очень коротко об организации наблюдения за новорожденными в г. Перми. Рождаемость медленно повышается благодаря вам, милые женщины.

В родильном доме ребенок получает прививку от гепатита (при наличии вакцины) в 1-е сутки; на 4-е сутки - вакцинация БЦЖ, прививка, которая не обеспечивает полную защиту от инфицирования туберкулеза, но предупреждает тяжелое его течение.

Выписка из роддома производится по решению врача-неонатолога - педиатра. Информация в детскую больницу поступает в регистратуру в день выписки с целью посещения участкового педиатра на следующий день. Важно указать правильный адрес (не прописку) фактического пребывания матери с младенцем. Осмотр врача по любому адресу обязателен. Необходимо обеспечить доступ в квартиру. В выходные дни дети осматриваются дежурными врачами пункта помощи на дому.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья переводятся из роддома в отделение патологии детской больницы № 13 (где работают высококвалифицированные врачи, глубоко знающие вопросы неонатологии, хорошая материально-техническая база, есть платные палаты). 

Недоношенные поступают в отделение недоношенных детской больницы № 13.

В детской больнице № 3 есть отделение раннего возраста, куда госпитализируют детей с проявлениями острой респираторной инфекции из роддома и с участка.

На 1-м месяце ребенок наблюдается врачом и медицинской сестрой (даже если нет на участке постоянной медицинской сестры, в периоде новорожденноести детей наблюдает медицинская сестра смежного участка).

В адаптационный период проявляются некоторые пограничные с нормой состояния:

-у 40-50% новорожденных встречается эритема - быстро проходящая сыпь - в первые 4-5 дней жизни, состояние детей при этом не нарушается;

-в первые дни у некоторых детей наблюдается отечность у девочек в области половых губ, у мальчиков в области мошонки - состояние не требует лечения;

-может быть скопление секрета в сальных железах в виде беловатых или желтоватых точек с просяное зерно в области крыльев носа, реже на лбу, щеках;

-может быть физиологическое набухание молочных желез почти у всех новорожденных к 1 мес. Обратное развитие не требует лечения - это вследствие гормонов, поступающих от матери к плоду;

-у ребенка наблюдается физиологическая убыль веса в первые 3-4 дня в среднем 4-5% веса при рождении. Восстанавливается вес на 2-й неделе при правильном вскармливании новорожденного;

-физиологическая желтуха наблюдается у 60% доношенных и в 80% у недоношенных - вследствие повышения непрямого билирубина. Уровень его контролируется анализом крови в родильном доме и на участке по назначению участкового врача.

 

            ЛЕКЦИЯ 3

Анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Органы и системы новорожденного имеют ряд специфических особенностей. Поговорим о них кратко.

Кожа, как орган защиты, легко ранима: легко образуются ссадины, царапины, что может быть воротами инфекции. Особенно при недостаточном уходе легко возникают опрелости. Через        кожу ребенок дышит – поэтому ткани не должны быть слишком плотными, непроницаемыми. Кожа теплорегулирующий орган, вследствие чего легко может быть охлаждение и перегревание.

Мышцы развиты слабо, до 3 месяцев - физиологический гипертонус, не требующий лечения.

Костная система - преимущественно из хрящевой ткани, кости мягки эластичны.

Пищеварительная система:  к рождению развит рефлекс сосания и глотания. Вместимость желудочка невелика, ферменты незрелы, могут быть физиологические срыгивания, стул у новорожденного 6-8 раз в сутки, хар-р стула: желтый, кашицеобразный, без слизи и зелени.

Органы дыхания:  слабость дыхательной мускулатуры и другие особенности приводят к тому, что ребенок дышит часто (40-60 дыханий в мин.),  чтобы обеспечить высокую потребность организма в кислороде.

Сердце новорожденного ребенка обладает большой резервной силой. Оно более зрелое, так как начинает функционировать еще внутриутробно (частота сердечных сокращений 120-140 ударов в мин.).

Почки ребенка работают интенсивнее, чем у взрослого, число мочеиспусканий 20-25 раз в сутки и следует быть готовыми к этому.

Нервная система - незрела. Ребенок рождается с безусловными рефлексами: сосания, хватания, глотания и др.  Условные рефлексы будут формироваться в процессе жизни и зависит от окружающей среды.

 

           ЛЕКЦИЯ 4

Преимущества грудного вскармливания.

Грудное молоко является единственно надежным универсальным источником пищи, которое приспособлено к особенностям пищеварения и обмена веществ младенца. Это - живое вещество большой биологической сложности. Оно легко усваивается и эффективно используется детским организмом, защищает ребенка от инфекций, выполняя как активную защиту, так и иммуномодулирующую функцию. Преимуществ грудного вскармливания больше, чем просто кормление ребенка грудным молоком.

Преимущества грудного вскармливания:

- оно помогает матери и ребенку «соединиться» - то есть развиваются тесные, любящие взаимоотношения;

- оно помогает развитию ребенка;

- оно предохраняет от новой беременности;

- оно охраняет здоровье матери: помогает матке принять первоначальный размер;

- оно снижает риск возникновения рака яичника и молочной железы у матери.

Состав грудного молока не всегда одинаков. Он меняется в зависимости от возраста ребенка и в процессе кормления (от начального момента кормления и до конца кормления).

Молозиво - это особое грудное молоко, которое вырабатывается в первые несколько дней после родов. Оно густое, желтоватого цвета. В молозиве больше антител и других антиинфекционных белков, чем в зрелом молоке. Молозиво способствует предотвращению возникновения бактериальных инфекций. Антитела предохраняют ребенка от аллергии.

Молозиво обладает мягким слабительным эффектом, очищая кишечник от мекония, а значит, выводит билирубин, предотвращая возникновения желтухи. Спустя несколько дней молозиво превращается в зрелое молоко.

Раннее молоко (в начале кормления) - молоко голубоватого цвета. Позднее молоко (в конце кормления) - молоко насыщенного белого цвета, которое становится таким из-за высокого содержания жира, что и отличает его от раннего молока. Такое количество жира делает грудное молоко высоко энергичным.

Необходимо разрешить малышу сосать грудь столько, сколько он хочет, таким образом, он получит в большом количестве позднее молоко, обогащенное жиром.

Раннее молоко вырабатывается в большом количестве и в нем содержится много белка, лактозы и других питательных веществ. С ранним молоком ребенок получает необходимое для него количество воды.

Лактоза - специальный молочный сахар, который обеспечивает около 40% энергетических потребностей, хорошо всасываясь в тонком кишечнике (на 90%), оно способствует поглощению кальция и железа и стимулирует образование кишечных колоний бифидум-бактерий, которые обеспечивают кислую среду в ЖКТ и подавляет рост патогенных бактерий, грибков и паразитов.

Лактоза преобразуется в ходе обмена веществ в глюкозу (источник энергии) и галактозу, составляющую часть галактолипидов, необходимых для развития центральной нервной системы.

Белок различается по качественному и количественному составу. В грудном молоке белка в 3 раза меньше, чем в коровьем, и преобладает сыворотка.

 Основным белком коровьего молока является казеин, который способствует формированию плотного, плохо перевариваемого сгустка в желудке ребенка. Казеина в коровьем молоке 80%.

В женском молоке казеина меньше — 35% и он способствует формированию более мягкого сгустка, который значительно легче переваривается. В женском молоке сывороточный белок защищает ребенка от инфекций. В молоке животных нет такого белка, который защищал бы детей.

В грудном молоке имеются аминокислоты, такие, как цистин и таурин, необходимые новорожденному для развития мозга и сетчатки глаза.

Существенные различия в качественном составе жира женского молока и коровьего. В женском молоке содержится 57% эссенциальных жирных кислот (линоленовая, арехидоновая и другие), 42% насыщенных жирных кислот. Эссенциальные жирные кислоты необходимы для развития головного мозга, сетчатки глаз грудного ребенка и для нормального развития кровеносных сосудов. Жир грудного молока обеспечивает 50% энергетической нормы. Фермент женского молока липаза способствует усваиваемости жира. Этого фермента нет в молоке животных.

В грудном молоке в достаточном количестве содержатся витамины А, С, группы В. Содержание железа в женском и коровьем молоке одинаковое, но у коровьего усваивается 10% железа, а у женского - 50%.

           

          ЛЕКЦИЯ 5

Как определить достаточно ли ребенок получает грудного молока.

Как определить, достаточно ли ребенок получает грудного молока? Признаки того, что ребенок может получать недостаточно грудного молока, делятся на достоверные и вероятные.

Достоверные:

-плохая прибавка в весе (меньше 500 г в месяц), через 2 недели вес стал меньше, чем был при рождении;

-выделение небольшого количества концентрированной мочи (ребенок мочится меньше, чем 6 раз в день, моча - желтая, с резким запахом).

Вероятные:

-ребенок не удовлетворен после кормления грудью;

-ребенок часто плачет;

-очень частые кормления грудью;

-очень продолжительные кормления грудью;

-ребенок отказывается от груди;

-у ребенка плотный, сухой или зеленый стул;

-у ребенка редкий стул и в небольшом объеме;

-при сцеживании нет молока;

-молочные железы не увеличились;

-молоко «не прибыло».

В первые 6 месяцев жизни ребенок должен прибывать в весе не менее, чем 500г   в месяц, если ребенок прибывает меньше 500 г в месяц - это плохая прибавка в весе.

Только достоверные признаки в действительности показывают, что ребенок получает недостаточно молока, что это не говорит о том, что у матери недостаточная выработка молока.

Необходимо при консультировании выявить причины, по которым ребенок может получать недостаточно молока.

Это факторы, связанные с кормлением грудью:

-задержка начала кормления грудью;

-редкие кормления грудью;

-короткие кормления грудью, или кормление «по часам»;

-отсутствие кормления ночью;

-плохое прикладывание к груди;

-бутылочки, пустышки;

-дача других продуктов питания и жидкостей.

Психологические факторы (мать):

-недостаток уверенности;

-беспокойство, стресс;

-неприязнь к кормлению грудью;

-неприятие ребенка;

-усталость.

Психологические факторы часто вытекают из факторов, связанных с кормлением грудью, например, недостаток уверенности побуждает мать начать кормление из бутылочки.

      Состояние матери:

-контрацептивные таблетки, диуретики;

-беременность;

-резкое истощение;

-алкоголь и курение;

-задержка кусочка плаценты в матке (редко);

-плохо развитая грудь (очень редко).

Состояние ребенка:

-болезнь;

-аномалии развития.

Не влияет на количество грудного молока:

1.Возраст матери.

2.Возраст ребенка.

3.Менструация.

4.Выход на работу.

5.Многодетность.

6.Кесарево сечение.

7.Преждевременные роды.

8.«Простая» диета матери.

 

Таким образом, грудное вскармливание будет успешным в большинстве случаев, если:

-мать хорошо себя чувствует;

-ребенок правильно приложен к груди, что позволяет ему эффективно сосать;

-ребенок сосет так часто и так долго, сколько он хочет;

-окружающая обстановка способствует грудному вскармливанию.

 

ЛЕКЦИЯ 6

Питание и режим кормящей матери

Грудное вскармливание - залог развития здорового ребенка, каждой маме необходимо понять великую роль материнского молока в правильном гармоничном развитии малютки, сохранении и укреплении его здоровья.

Идеальной пищей для ребенка первого года жизни является грудное молоко его матери, которое больше всего подходит именно её ребенку, так как имеет родственную связь с его тканями. По своей питательной ценности, сбалансированности химического состава и степени усвояемости пищевых веществ грудное молоко не может сравниться ни с одной самой совершенной искусственной смесью, предназначенной для вскармливания младенцев.

К кормлению грудью женщина должна готовиться еще до рождения ребенка. Во время беременности ей следует правильно и полноценно питаться, увеличивается потребность женщины в белках, витаминах, кальции, фосфоре, железе и частично жирах.

Основными источниками белка должны быть молоко и молочные продукты, в том числе творог и сыр, а также рыба и мясо. Причем мясо предпочтительно нежирное, вареное. С молоком в организм беременной женщины ежедневно поступает достаточное количество белка, кальция и фосфора.

Пищу необходимо обогащать витаминами, железом, которыми богаты печень, желтки яиц, зелень, фрукты. Во время беременности нежелателен избыток поваренной соли; женщины предрасположенные к полноте, в период беременности особенно должны ограничивать потребление жиров и углеводов.

Во время кормления ребенка объем употребляемой жидкости увеличивается. Калорийность пищевого рациона возрастает до 3200 ккал, количество белка в пищевом рационе должно составлять не менее 112г, причем не менее 67г должно приходиться на белок животного происхождения. В период кормления надо больше употреблять молока, масла, сыра, овощей, фруктов, потреблять достаточное количество жидкости, соков.

Недостаток кислорода отрицательно сказывается на выработке молока. Комнаты необходимо проветривать. В течение дня проведите несколько часов на свежем воздухе - лучше в лесу, в парке. Летом и осенью вбирайте в себя сочность окружающих цветов, тепло и силу солнца. Это повысит ваши энергетические возможности, придаст свежих сил. Все в природе, что вызывает ваш отклик, восхищение, показывайте малышу.

Постарайтесь обязательно прилечь в течение дня вместе с малышом. Час сна вернет Вам свежесть и хорошее настроение, необходимые для общения с ребенком и сохранения молока. Категорически запрещается употребление алкоголя, в том числе пива, курения. По возможности следует избегать приема лекарственных препаратов, особенно жирорастворимых, так как они накапливаются в молоке в наиболее высоких концентрациях.

Первостепенное значение для настроя организма на выработку молока имеет абсолютная уверенность мамы в том, что молоко придет в количестве необходимом для ее ребенка и искренняя готовность предпринять все от нее зависящее, чтобы сохранить лактацию на весь период, пока ребенок нуждается в молоке. Источник уверенности - любовь к малышу и ощущение в себе творящих сил природы.

После родов молоко приходит у всех без исключения женщин.

- Очень серьезной причиной, приводящей к снижению выработки молока, является отсутствие у женщины установки на грудное кормление, нежелание и неумение предпринять усилия по его сохранению

Выработка молока удивительным образом приспособлена к потребностям ребенка:

-  Чем чаще ребенок прикладывается к груди и чем полнее опорожняет грудь,

тем больше молока прибывает к следующему кормлению.

У материнской груди ребенок чувствует себя в безопасности. Если мать радостно и охотно кормит своего малыша, это способствует формированию у него положительного отношения к миру и людям, к себе самому.

Чувства, испытываемые матерью при кормлении ребенка грудью, передаются ему гормонально, через тесный контакт, сердцебиение, взгляд, интонацию голоса.

Ни один заменитель грудного молока не несет на себе информацию о любви и нежности!

Первый близкий контакт ребенка с другим человеком - это контакт с матерью. И мать отвечает за то, чтобы он оставил радостное впечатление на всю жизнь. Способ кормления в раннем возрасте оказывает влияние на то, как сложится в дальнейшем семейная жизнь человека.

У груди матери развивается здоровая чувственность ребенка. От матери он узнает, что его тело достойно любви, что его желание быть рядом с родным человеком принимают с ответным чувством.

Ощущение гармоничной связи с ребенком и миром, покой и блаженство в

душе. Время кормления - это минуты отдыха и расслабления в череде забот и хлопот дня.

Грудное вскармливание - укрепляет связь матери и ребенка не только в раннем возрасте, но и на всю жизнь.

Кормить грудью не только полезно, но и удобно.

Материнское молоко всегда стерильное, свежее и нужной температуры. Представления о том, что кормление грудью окажется приятным и полезным для самой женщины, что в эти минуты завяжутся самые близкие отношения с ребенком, дает положительный эмоциональный настрой, способствующий притоку молока.

Женщина, до этого исполнявшая роль жены, хозяйки, должна принять себя как кормилицу с любовью и уважением. Конечно, это произойдет легче, если окружающие отнесутся с почтением к этому ее предназначению. Почувствуйте восхищенный взгляд, задумайтесь над смыслом вскармливания, величием матери, которая строит не только тело ребенка, но и его душу.

Мать и ребенок олицетворяют умиротворение, гармонию и вечность жизни. Важное значение имеет отношение отца к кормлению.

Выражая восхищение красотой груди, наполненной молоком, благодарность жене, способной влить жизненные силы в ребенка, мужчина поможет женщине полюбить себя как мать и продлить период грудного вскармливания. Мужчина также должен взять на себя часть забот по хозяйству и уходу за ребенком, особенно это важно в первый месяц.

 

          ЛЕКЦИЯ 7

Механизм кормления грудью

Во время сосания ребенком груди сенсорные импульсы поступают от сосков в молочные железы. В ответ на эти импульсы передняя доля гипофиза вырабатывает гормон пролактин. Пролактин поступает в кровь молочных желез и стимулирует молочные секреторные железы к выработке молока.

Таким образом, чем больше ребенок сосет, тем больше вырабатывается молока.

Ночью вырабатывается пролактина больше, следовательно, кормление грудью ночью особенно полезно для поддержания выработки молока.

Пролактин расслабляет мать и иногда вызывает сонливость, поэтому ночью даже во время грудного вскармливания она хорошо отдыхает.

Гормоны, имеющие отношение к пролактину, сдерживают овуляцию, таким образом, грудное вскармливание предохраняет от новой беременности.

Чтобы молоко вырабатывалось достаточно, важно правильно приложить ребенка к груди. Можно кормить сидя, стоя, лёжа. Прежде всего, необходимо выбрать для себя и ребенка удобную позу. Медленное глубокое сосание и глотание ребенком, что свидетельствует о поступлении молока в его рот.

Техника правильного прикладывания ребенка к груди:

  • голова и туловище ребенка должны быть расположены в одной плоскости, поддерживать малыша за ягодицы, спинку и плечи, держать лицом к себе, «живот к животу»;
  • подбородок и нос ребенка касаются груди матери;
  • рот широко открыт;
  • нижняя губа вывернута;
  • ребенок захватывает ртом большую часть ареолы и расположенную под ней ткань, причем большая часть ареолы видна над верхней губой, а не под нижней;
  • млечный синус находится в расположенной под ареолой ткани;
  • ребенок вытягивает ткань груди в форме длинной «соски»;
  • настоящий сосок составляет только одну треть этой «соски»;
  • ребенок сосет грудь, а не сосок;
  • язык выдвинут вперед, находясь между нижней десной и млечным синусом, принимая чашевидную форму;
  • щеки ребенка округлены или «растекаются» по груди матери;
  • грудь принимает округлую форму во время кормления.

Таким образом, грудное вскармливание будет успешным в большинстве случаев, если:

  • мать хорошо себя чувствует;
  • ребенок правильно приложен к груди, что позволяет ему эффективно сосать;
  • ребенок сосет так часто и так долго, сколько он хочет;
  • спокойная окружающая обстановка способствует грудному вскармливанию.

         

           ЛЕКЦИЯ 8

Сцеживание грудного молока

В каких случаях сцеживание грудного молока будет полезным для матери? Сцеживание молока полезно, чтобы:

  • облегчить состояние при нагрубании груди;
  • облегчить состояние при закупорке млечного протока или лактостазе;
  • кормить ребенка, пока он учится сосать при втянутом соске у матери;
  • кормить ребенка, который отказывается «брать грудь», пока он учится получать удовольствие от кормления грудью;
  • кормить ребенка, родившегося с низким весом, который не может сосать;
  • кормить больного ребенка, который не может высосать достаточное количество молока;
  • поддержать лактацию, пока мать или ребенок болеет;
  • оставлять грудное молоко ребенку, когда мать в отлучке или на работе;
  • предотвратить потерю молока при разлуке с ребенком;
  • помочь ребенку лучше приладиться к наполненной груди;
  • сцеживать молоко непосредственно в рот ребенка;
  • предотвратить сухость и воспаление сосков и околососковых кружков.

Все матери без исключения должны научиться сцеживать грудное молоко,

чтобы знать, что делать, когда в этом возникает необходимость.

Правила сцеживания грудного молока:

  • Тщательно вымыть руки.
  • Сесть или стать удобно и держать сосуд близко от груди.
  • Положить большой палец СВЕРХУ соска и околососкового кружка, а указательный — НИЖЕ соска и околососкового кружка напротив большого пальца. Остальными пальцами поддерживать грудь.
  • Слегка надавливать большим и указательным пальцами на грудь по направлению к грудной стенке. Избегать слишком глубокого надавливания, иначе можно закупорить млечную протоку.
  • Большим и указательным пальцами сжимать участок груди за соском и околососковым кружком. Мать должна надавливать на млечные синусы под околососковым кружком. Иногда во время лактации синусы можно прощупать. Они похожи на горошины или фасолинки. Если женщина их прощупает, то она может нажимать на них.
  • Нажимать и отпускать, нажимать и отпускать. Процедура не должна причинять боль. Если всё-таки процедура болезненная, значит, техника сцеживания неправильная. Сначала молоко может не появиться, но после нескольких нажатий оно начинает капать. Оно может течь струёй, если рефлекс окситоцина активный.
  • Подобным же образом нажимать на околососковый кружок с боков, чтобы убедиться, что молоко сцежено из всех сегментов молочной железы.
  • Избегать трения кожи пальцами или скольжения пальцев по коже. Движения пальцев должны быть больше похожи на катание.
  • Избегать сжимания самих сосков. Надавливание на соски или толканием их молока не сцедить. Это то же самое, как если бы ребенок сосал один только сосок.
  • Сцеживать одну грудь не менее 5-6 минут, пока не замедлится поток молока; затем сцеживать вторую; затем обе повторно. Можно каждую грудь сцеживать одной рукой или менять их, если устали.

         ЛЕКЦИЯ 9

Гипогалактия

       

          ЛЕКЦИЯ 10

Профилактика синдрома внезапной смерти младенца

Для ознакомления пройдитесь по ссылке: 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О СИНДРОМЕ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦЕВ? Пособие для родителей

С появлением в семье малыша даже у опытных родителей по прежнему остается множество вопросов, переживаний и страхов. От правильных ответов и своевременных действий в конечном итоге зависит самое главное - здоровье и жизнь Вашего ребенка. А что может быть желаннее этого?!

Неожиданную, ненасильственную смерть ребенка грудного возраста, при которой отсутствуют явные клинические и патолого-анатомические признаки болезни, называют синдромом внезапной смерти младенца (СВСМ). К сожалению, многие мамы и папы не знают о мерах его предупреждения. Сегодня педиатры всего мира призывают отнестись к этой проблеме очень серьезно.

Памятка родителям о ранней профилактике синдрома внезапной смерти младенца

  • Стараться укладывать ребёнка спать на бок, а не на живот и спину
  • Укладывать ребёнка на плотный матрац без подушки
  • Стремиться к тому, чтобы ребёнок спал в собственной кроватке, но в одной комнате с родителями
  • Исключить кормление грудью лежа, строго соблюдать правила кормления грудью
  • Не перегревать, исключить посещение бани
  • Не переохлаждать ребёнка
  • Не пеленать его слишком туго, использовать «свободное пеленание»
  • Не курить в помещении, где находится ребёнок
  • Избегать воздействия на ребёнка резких запахов, звуков, световых раздражителей, прежде всего, во время его сна (в том числе, дневного)
  • Стремиться сохранить естественное вскармливание ребёнка в течение 4 месяцев жизни
  • Проводить соответствующую возрасту массаж и гимнастику, закаливание
  • При проведении водных процедур и приема ванны не оставлять ребенка без присмотра
  • Обязательное обращение к врачу при первых признаках недомогания ребенка (повышение температуры, вялость или беспокойство, отказ от груди, срыгивания)

         

          ЛЕКЦИЯ 11

Купание и правила ухода за новорожденным

  1. Мойте руки перед всеми манипуляциями с ребенком.
  2. Не допускайте к ребенку больных взрослых и детей.
  3. Не допускайте к ребенку домашних животных.
  4. Не берите в рот ложку или соску ребенка.

Если Ваш ребенок выписан домой с не отпавшим пуповинным остатком:

  • Оставляйте остаток пуповины открытым для воздуха. Это позволит остатку пуповины отпасть естественным образом.
  • Одежда ребенка должна быть чистой и свободной, приспособленной, чтобы позволять воздуху циркулировать. При надевании подгузников загните их таким образом, чтобы пупочный остаток был снаружи.
  • Умывайте ребенка кипяченой водой. Туалет глаз проводят от наружного угла глаза к внутреннему (каждый глаз отдельным ватным шариком).
  • Обработка здоровой кожи маслом не проводится.
  • Оптимальная температура для малыша: воздуха 22-24, вода (для купания) – 36-37,5 градусов.
  • Купайте ребенка до эпителизации (заживления) пупочной ранки ежедневно в кипяченой воде.
  • Не подтягивайте и не подкручивайте пупочный остаток во избежание его травматического и преждевременного отпадения.
  • При намокании пупочного остатка (во время купания или при мочеиспускании) тщательно промокните чистой марлевой салфеткой или пеленкой (не используйте ватные палочки или вату, ее микроворсинки оставаясь на пупочном остатке, могут вызвать воспаление), при намокании пуповинного остатка также промойте и осушите его.
  • После осушивания пуповинного остатка или при появлении кровянистых выделений обработайте пуповинный остаток раствором бриллиантового зеленого.
  • После отпадения пуповинного остатка обрабатывайте пупочную ранку раствором бриллиантового зеленого с помощью пипетки. Обработка ранки проводится до окончания ее эпителизации.

Как купать малыша

Новорожденного следует купать ежедневно. Продолжительность гигиенической ванны - 5 мин, температура воды - 36,5-37,5° С. Температура в помещении 24° С. Дверь в помещение, где проводится купание, должна быть закрыта. Для купания ребенка нужно выделить специальную ванночку, которая будет использоваться только с этой целью.

Купание - это радостный семейный ри­туал, поэтому лучше купать малыша вечером, когда папа вернулся с работы. Но если ребенок после ванны становится возбужденным и долго не может заснуть, лучше перенести ту процедуру на другое время. Купать малыша желательно перед кормле­нием, так что со времени последнего корм­ления перед купанием должно пройти 1-2 часа.

Для ванны можно использовать некипя­ченую водопроводную воду. Купать ребенка с применением моющих средств нужно не чаще 2-3 раз в неделю. Голову малыша располагают на согнутой в локте руке. Этой же рукой его держат за верхнюю треть плеча. Другой рукой поддерживают за ягодицы и бедра. Ребенка опускают в воду, медленно, начиная с ягодиц, затем все тело.

Вода не должна попадать в уши, нос и рот. Мыльный раствор не должен попадать в глаза. Намыленной ладонью моют волосистую часть головы в направлении от лба к затылку. Затем моют тело и конечности. Далее ребенка переворачивают и моют спину и затылок; в конце купания обливают водой, температура которой на 1-2° С ниже темпе­ратуры воды в ванне.

После купания кожу ребенка осушают (но не вытирают!) полотенцем или пеленкой предварительно подогретыми, из мягкой хлопчатобумажной ткани промакивающими движениями. После 6 месяцев купать ребенка можно через день (в жаркое время года - ежедневно в любом возрас­те). При температуре воды +36° С продол­жительность купания - до 10 мин. Подмывать ребенка нужно регулярно в направлении спереди назад, после дефекации - обязательно.

 

ЛЕКЦИЯ 12

Колики у детей. Почему они возникают

Даже у  здоровых детей в первые месяцы жизни могут наблюдаться детские кишеч­ные колики. Продолжительный, до несколь­ких часов, плач, крик, вздутие живота — все это симптомы колик.

В первые три месяца жизни это непри­ятное явление отмечается более чем у 70% детей и в подавляющем большинстве случа­ев является не патологией, а приспособле­нием пищеварительной системы к новым условиям существования.

В этот период происходит адаптация ЖКТ ребенка к новым (внеутробным) условиям жизни: происходит становление фермент­ной системы, заселение кишечника микро­флорой, созревание отделов нервной си­стемы, регулирующих работу ЖКТ.

Механизмов возникновения колик не­сколько. Вот несколько наиболее распро­страненных причин:

  • метеоризм (вздутие живота в результа­те избыточного скопления газов в пищеварительном тракте) вследствие несо­вершенства процессов переваривания и всасывания пищи;
  • спазмы кишечника из-за незрелости от­делов нервной системы, регулирующих работу ЖКТ;
  • одновременное наличие и метеоризма и спазмов кишечника.

Кроме этого, кишечные колики могут воз­никать вследствие некоторых заболеваний:

  • аллергия на отдельные продукты питания;
  • ферментативные нарушения (относительная нехватка ферментов, переваривающих молоко, перекорм);
  • инфекционные заболевания кишечника.

Также к коликам могут приводить загла­тывание воздуха при кормлении, запоры у малыша и нарушение диеты кормящей мамы (употребление пищи, вызывающей избыточное газообразование).

Как помочь ребенку при коликах

Кормите ребенка по требованию, строго соблюдая правила вскармливания. Это спо­собствует лучшему усвоению пищи, оказы­вает стимулирующее действие на пищева­рение.

Перед кормлением уложите ребенка на некоторое время на живот и погладьте ему спинку. Так быстрее отходят газы и стул. К тому же это положение способству­ет укреплению мышц брюшной стенки, что благоприятно сказывается на моторике ки­шечника. При неэффективности таких ме­роприятий можно использовать газоотвод­ную трубку.

Во время кормления грудью следите, что­бы ребенок обхватывал губами не только сосок, но и его ареолу. Этот простой прием позволяет уменьшить заглатывание возду­ха ребенком при кормлении. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок съедал не толь­ко «переднее» молоко, но и «заднее», т.е. съедал все до «последней капли».

После кормления подержите ребенка в положении под углом в 45 градусов (не вер­тикально!), чтобы весь заглатываемый ма­лышом в процессе кормления воздух вы­шел из желудка.

Во время приступа колик перепеленайте ребенка, возьмите его на руки, поносите на руках (но не трясите!), поговорите с ним. Ви­зуальные, тактильные и слуховые стимулы успокаивают ребенка, облегчают колики.

Мамина диета

В этот период рекомендуется употреблять:

Мясо: нежирные сорта говядины, свинины, телятина, кролика, мясо индейки без кожи.

Крупы.

Хлеб: предпочтительно пшеничный.

Овощи, фрукты (кроме: см. раздел «воздержаться»).

Кондитерские изделия: зефир, пастила, мармелад.

Чай: травяные сборы для стимуляции лактации, морсы негазированная столовая минеральная вода.

В этот период лучше воздержаться:

Крепкие черный чай и кофе.

Кондитерские изделия: шоколад, сдобная выпечка. Морепродукты: креветки, крабы, раки, морская рыба.

Фрукты: цитрусовые, клубника, малина, виноград, манго, авокадо, папайя, яблоко.

Овощи: свекла, бобовые, баклажаны, морковь.

Другие продукты: газированные напитки, копчености, консервы, майонез, лук, чеснок, острые закуски.

Полностью предотвратить колики у ре­бенка первого года жизни очень сложно. Скорее всего вы сможете подобрать ком­плекс мер для того, чтобы это нежелатель­ное явление возникало у вашего малыша как можно реже.

Но если у крохи все же возникли коли­ки, необходимо иметь под рукой средства, которые помогут срочно устранить боль и вздутие живота. Для этого нужно разру­шить пузырьки газа, избыточное количе­ство которых и является причиной беспо­койства и плача малыша.

Основой, таких препаратов является симетикон ("Эспумизан бэби") - особое безвредное веще­ство, не всасывающееся в кишечнике. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании - возможно применение специальных молочных смесей (только по назначению врача!).

Проблема детских кишечных колик явля­ется чрезвычайно распространенной. Об­ратитесь к врачу. Он не только даст совет по уходу за ребенком с коликами, но и по­рекомендует современный и эффективный препарат для их лечения.